Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 02:30

МКОУ "Пешковская 

средняя школа" 

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Министерство образования и науки Российской Федерации Премьер-УчФильм

Положение об организации обучения первоклассников в адаптационный период

Утверждено

приказ № __ от «__» __________ 20__

директор школы

Т.А.Бащук

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации обучения первоклассников в адаптационный период

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработано на основе:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Устава школы;

-   Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в            общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

- Письма Минобразования  России от 20.04.2001г.        №        408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

1.2. Данное положение об организации обучения в адаптационный период поможет учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

2. Организация учебно-воспитательного процесса:

2.1.  Приём детей в первый класс МКОУ «Пешковская средняя школа» осуществляется при достижении ими  к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

2.2. Наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

2.3. Распределение учебного и каникулярного времени учитывает физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников для сохранения стабильного уровня их работоспособности.

         Учебный год разбит на 5 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие включает  2 четверти. Второе полугодие  разбито на 3  четверти  обучения, за  счет  введения дополнительных  каникул в феврале.  Учебный год первоклассников составляет 32 учебные недели.

2.4.  Обучение обязательно ведётся в 1-ю смену с 9.00 часов по пятидневной рабочей неделе.

2.5. Количество часов, отведённых на усвоение учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной нагрузки в первом классе в объёме  21 час.

2.6. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

2.7.  Для реализации требований ФГОС в 1 классе ведётся внеурочная деятельность, позволяющая обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность может чередоваться с урочной. Продолжительность занятий внеурочной деятельности не может превышать 40 минут.  Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.

2.8. Одной из форм внеурочной деятельности является работа группы продлённого дня (далее ГПД). Работа ГПД определяется Положением  о работе ГПД в МКОУ «Кожурлинская средняя школа» и утверждённым директором режимом работы группы.

2.9. Режим образовательного процесса первоклассников в адаптационный период утверждается директором школы ежегодно согласно Календарному годовому графику школы.

3.  Организация классно-урочной системы

3.1. В адаптационный период  обязательно использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии.

Сентябрь-октябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми.

Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, на четвертых уроках используется не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса. В течение восьми недель планируются последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков -театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале указываются формы проведения урока, если он проводится не в классно-урочной форме. При проведении трех уроков я день в течение двух месяцев четвертые учебные часы планируются иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) планируются следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые распределяются между разными предметами, гибко используя расписание уроков. Например, проведение последними уроками в течение сентября-октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 - по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 урока-театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике. В середине учебного дня, когда нет уроков физической культуры, проводится динамическая пауза. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, обеспечивается внеурочной деятельностью.

Ноябрь-декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый, 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры.

Январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый, 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счёт урока физической культуры.

4. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

4.1. Расписание уроков составляется  с учётом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 СанПин).

4.2. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать  с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.

4.3. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающимся облегчается учебный день в четверг или в пятницу.

4.4. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 санитарных правил СанПин)

4.5. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся  (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 классах не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см  у обучающихся 1 классов.

4.6. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице.

Таблица «Продолжительность непрерывного применения технических средств

обучения на уроках»

 

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

 

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

 

5. Специфика организации уроков по отдельным предметам

Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам.

5.1. Организация уроков по математике. Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе приведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше», «Научи другого» и др.; экскурсия в кабинет математики.

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

5.2. Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно, на уроках окружающего мира проводить изучение части материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Они проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

Признаки осени: экскурсия «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли в огороде».

Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево»; подвижные игры, например, «Комнатные растения».

Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсии по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например, «Наш город (село)», «Дорога от школы до ...» (особое внимание обращается на места опасного перехода), Также ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, транспорте; можно провести игры «Поздравляем с днем рождения», «Давайте знакомиться».

Здоровье: подвижные игры, например. «Чистота - залог здоровья».

5.3. Организация уроков музыки. Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

5.4. Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, для урока «Золотые краски осени»); экскурсии в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, для урока «Красота изделий народных умельцев»); игры (например, к уроку «Игра в художника и зрителя»).

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него «войти», изобразить его через движения своею тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

5.5. Организация уроков труда. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр.

1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал. Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы, Например, можно предложить игры «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)», «Из каких природных материалов можно сделать фигуру лисички».

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы», и т. д.

Можно предложить уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок, например, театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», или урок-игру «Бумажная авиация», включающий в себя запуск моделей самолета из бумаги и игры- соревнования, например, на дальность полетов.

Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где используется текстиль, бумага, глина и др.

Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.

 

СКАЧАТЬ

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Официальный сайт муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Пешковская средняя школа»

    Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

     Сайт создан на платформе ucoz.

    © МКОУ«Пешковская средняя школа» 2024 Дата создания 20.05.2014