Положение
об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения
1.Общие положения
Положение об элективных курсах регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в части изучения элективных курсов. В соответствии с Приказом МО РФ № 1312 от 09.03 2004 года «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования», для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в ОУ организуются элективные курсы.
1.1.Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и учебном процессе МКОУ «Пешковская средняя школа», порядок организации и проведения элективных курсов.
1.2.Элективные курсы - это курсы по выбору обучающихся, позволяющие осуществить предпрофильную подготовку выпускников основной школы и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени образования..
1.3.Цель, задачи и функции элективных курсов
Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника.
Задачи элективных курсов:
- повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
- подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
- создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
Функции элективных курсов:
- предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- профильного обучения:
- «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
- специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
2.Организация и проведение элективных курсов
2.1.Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора.
2.2.Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть:
-внесены в расписание учебных занятий образовательного учреждения;
-вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02). После уроков разрешается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
2.3. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. Количество учащихся в одной группе должно быть не менее 5-7 человек и не более 15-20 человек. Группы могут быть скомплектованы учащимися из различных 9-х классов
2.4. Ведение элективного курса фиксируется в журнале факультативных занятий. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
-в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
-в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;
-при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);
-журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
2.5. Итоги работы элективного курса проводятся по результатам учебной деятельности после окончания спецкурсов с выставлением итоговой оценки учащимся в классный журнал учителем или специалистом, ведущим курс.
3. Ресурсное обеспечение элективных курсов
3.1. Учебно-методический комплект (УМК) по элективному курсу должен включать в себя следующие основные компоненты:
-программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочих программ;
- методические рекомендации (разработки занятий);
3.2. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя:
- наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса;
-оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса
- в качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию.
3.3. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:
- анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанными с элективными курсами;
- количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
- результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях.
4. Контроль за проведением элективных курсов.
Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы.